В канун нового 2015 года, впрочем, как обычно, не обошлось без выпуска в свет нормативных правовых актов, изменяющих отдельные правила заполнения платежных поручений. Основная масса изменений была принята в конце 2014 года, некоторые стали известны ещё в апреле - июне. Однако все новые правила вступили в силу с 1 января 2015 года, что само по себе приятно удивляет. Но это чувство сводится на "нет" тем, что опять не обошлось без правовых коллизий и непонятно почему принятых различий в поправках в КБК для пеней и процентов в отношении налогов и страховых взносов, что непременно приведет к путанице и возникновению массы вопросов налогоплательщиков. Итак, всё по порядку.

Во-первых, Приказом Минфина РФ от 30 октября 2014 г. № 126н внесены изменения в Приказ Минфина РФ от 12 ноября 2013 г. № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Здесь основное, что нужно запомнить - поле "110" в бюджетных платежках больше не заполняется. То есть в этом реквизите не нужно больше писать даже ноль ("0"). Данное изменение касается как платежных поручений на перечисление налогов и сборов, так и платежек по страховым взносам во внебюджетные фонды.

К сожалению, разрушающаяся административная система управления государством и наша российская безалаберность (к чиновникам и банкам относится) может преподнести вам неприятный сюрприз. Банк может не принять у вас платежные поручения, заполненные по новым правилам, и потребовать дописать в поле "110" ноль. Так, например, в январе поступил КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (впрочем, с ним вообще всегда проблемы). Не убрал ноль из реквизита "110" в своих программах и Сбербанк России, да и все остальные коммерческие банки. Что делать, это российская действительность. Рекомендуем вам печатать платежки сразу в двух вариантах их заполнения - в недействующем с нулем, и в действующем, - без ноля. Какой вариант устроит банковских клерков, тот и отдадите.

Центральный Банк направил всем коммерческим банкам России Письмо от 30 декабря 2014 г. № 234-Т "О реквизите 110 распоряжений", как раз по этому поводу. Смысл разъяснений ЦБ в этом письме состоит в том, что все системы межбанковских переводов, включая ГИС ГМП, настроены таким образом, что обязаны контролировать наличие информации в полях 102-110, если реквизит 101 (статус) в платежке заполнен. А в бюджетных платежных поручениях этот реквизит заполняется обязательно. Для того, чтобы банковская система нормально могла обрабатывать распоряжения клиентов банков, заполненные по новым правилам (поле 110 пустое), сотрудникам всех банков предписано такие платежки от клиентов принимать, но при составлении распоряжения на перевод денежных средств уже самим банком, проставлять в поле 110 ноль "0", если поле в распоряжении, заполненном самим клиентом, пустое.

Как обычно, некоторые глупые банковские клерки восприняли текст этого письма ЦБ, как команду не принимать платежки от клиентов, если реквизит 110 пустой. Однако такого распоряжения Банк России не отдавал. Так что, вы вправе обжаловать действия банковского сотрудника, который отказал вам в приеме платежки, заполненной по новым правилам. Отправьте жалобу прямо с сайтов ЦБ и Минфина РФ. Мало им не покажется - проверено!

Во-вторых, Приказом Минфина РФ от 16.12.2014 г. № 150н внесены изменения в порядок бюджетной классификации (Приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н). То есть это КБК, в том числе и те коды, которые мы проставляем в платежках по налогам и страховым взносам. Внимание! Изменились КБК практически всех местных налогов и неналоговых платежей (штрафные санкции, например), зачисляемых в бюджеты муниципальных образований. Но не понятно, как платить налоги за 2014 год, если в приказе есть пункт 2: "Установить, что изменения, вносимые в Указания настоящим приказом, применяются при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов)". Думается, последуют разъяснения.

Внесены изменения в коды бюджетной классификации

182 1 06 06032 04 *000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06033 10 *000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

182 1 06 06033 13 *000110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений

182 1 13 01060 01 6000 130

Плата за предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)

182 1 08 07010 01 1000 110

Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия (услуга оказывается налоговыми органами)

182 1 08 07010 01 8000 110

Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия (при обращении через многофункциональные центры)

Важное изменение при заполнении платежек по налогам и сборам в части уплаты пени и процентов в КБК по ним. В 14 - 17 разрядах кода бюджетной классификации (там, где для налогов и сборов мы пишем значение 1000) в 2015 году нужно указывать:

  • 2100 - пени по соответствующему платежу;
  • 2200 - проценты по соответствующему платежу.

В 2014 году мы там писали только "2000".

В этой части КБК при перечислении штрафов по налогам и сборам ничего не изменилось. По-прежнему следует при уплате штрафа писать "3000"

А вот в КБК страховых взносов, при перечислении и пеней и процентов никаких изменений, как ни странно, не внесли. То есть как указывали при перечислении пеней и процентов по страховым взносам в ПФР и в ФСС РФ "2000", так и продолжаем указывать. Для пени и процентов в ФОМС РФ, соответственно, по-прежнему пишем здесь "2011".

Вот это-то и странно. Неужели нельзя было сделать одинаковым значение разрядов 14 - 17 в КБК для уплаты пеней и процентов как по налогам, так и по страховым взносам? Неужели министр Финансов РФ Антон Силуанов не знает, что с 2015 года вступают в силу статьи 18.1 - 18.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В новых статьях закреплены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, которых ранее не существовало. И этот порядок предполагает уплату страхователями процентов за отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов. И как будут ПФР и ФСС РФ различать (администрировать) пени и проценты?

В-третьих, с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в пункт 7 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ. В связи с чем, теперь не нужно округлять суммы начисленных страховых взносов для их перечисления. Суммы страховых взносов, подлежащие перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках. Однако суммы налогов по-прежнему нужно перечислять в полных рублях, то есть округляя копейки. Снова все будут путаться. И зачем это нужно было делать? Почему нельзя ввести однообразие и для налогов и для страховых взносов? Или всё с копейками, или всё в полных рублях, - так гораздо проще было бы всем.

В остальном, заполняем платежные поручения так же, как и в 2014 году.